На практике самая эффективная защита – защита прав потребителя в суде. Однако, чтобы обратиться в суд, нужно знать соблюдать некоторые правила.
О претензии по защите прав потребителей
По закону о защите прав потребителей претензию Продавцу (Исполнителю) направлять не обязательно, за исключением специальных ситуаций: по договору связи, по договору перевозки на внутреннем водном транспорте, по договору воздушной перевозки груза или почты, по договору обязательного страхования (при требовании об изменении или расторжении договора) и иные.
Однако, главная цель претензии по правам потребителя – зафиксировать нарушение и предложить Продавцу (Исполнителю) срок для его добровольного устранения. Только после этого можно заявлять в суде требование о взыскании неустойки.
Какой-либо определенный порядок направления претензии по правам потребителя законом не установлен, но для продуктивной защиты своих прав потребителя в суде советуем следующее:
- Если не знаете, что требовать (возврата денег, замены товара, предоставление другой услуги), то просите все, что вас бы устроили, перечисляя через предлог «или».
- Обязательно отправляйте претензию по всем известным адресам почтой отслеживаемым письмом.
- Вручайте претензию только под роспись (при этом заполнять претензию по форме Продавца совсем не обязательно).
- Не отдавайте Продавцу оригиналы документов до замены товара и не отправляйте сам товар почтой.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, или иного документа, удостоверяющего факт приобретения товара (услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания
п.43 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
О подсудности дел по защите прав Потребителя
Законодательство РФ предусматривает, что подсудность потребитель может выбрать самостоятельно. Так подсудность по искам о защите прав потребителей установлена по месту:
- жительства или пребывания Потребителя (общее правило);
- нахождения Продавца (Исполнителя) или месту жительства индивидуального предпринимателя;
- заключения или исполнения договора;
- нахождения филиала или представительства Продавца (Исполнителя).
ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»
Об уплате госпошлины Потребителем
В силу ст. 17 Закона о защите прав потребителей госпошлина по делам о защите прав потребителя не уплачивается.
Однако в ч. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса содержится разъяснение о том, что госпошлина Потребителем не уплачивается только при цене иска до 1 000 000 рублей. В случае превышения цены иска госпошлину Потребитель уплачивает из расчета: 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 млн. рублей, но не более 60 000 рублей.
О роли исследования и экспертизы по делам о защите прав потребителей
Как правило, для установления факта продажи некачественного товара или оказания некачественной услуги требуются специальные познания в определенной области. В этом случае доказательством в защиту прав потребителя могут будут результаты исследования или заключение экспертизы.
При этом необходимо очень тщательно подходить к вопросу привлечения специалистов и экспертов для проведения исследования, так как не все из них обладают достаточным опытом, квалификацией или оборудованием. Чтобы зря не потратить деньги Потребителю важно предварительно получить грамотную консультацию специалиста по правам потребителя.
О юристах по правам потребителей
Любая область, с которой сталкивается Потребитель, кроме базового Закона О защите прав потребителей, имеет множество правил и норм, которые порой ему не известны, однако необходимы для защиты его прав. В этом случае важна помощь юристов по правам потребителей, которые тщательно изучат ситуацию, выявят действительные нарушения прав и грамотно это докажут в суде.