Что такое права потребителя?
В жизни мы каждый день приобретаем различные товары и получаем услуги, и, как это нередко бывает, порой они качеством не блещут. И тогда возникает вопрос – как защитить свои права в сложившейся ситуации и на что можно в итоге рассчитывать.
В каких случаях нас защищает Закон о защите прав потребителей
Мы становимся Потребителем тогда, когда товары, услуги или работы приобретаются исключительно для наших личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанны с осуществлением предпринимательской деятельности. (п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Вступая в подобные отношения, мы приобретаем статус Потребителя, а организация, которая нам продала товар или оказала услугу – Продавца или Исполнителя.
Законодательство о защите прав потребителя не применяется в следующих случаях:
- если между физическим лицом и организацией заключен безвозмездный договор;
- если заключен договор, по условиям которого физическое лицо удовлетворяет потребности организации (так называемый гражданско-правовой договор);
- если договор заключен между двумя физическими лицами, при этом никто из них не является индивидуальным предпринимателем;
- если договор заключен между организациями — юридическими лицами;
- на отношения граждан с ТСЖ, ЖСК, садоводческими и дачными некоммерческими объединениями, возникающие в связи с членством граждан в этих организациях;
- на отношения с нотариусами по оказанию нотариальных услуг;
- на отношения с адвокатами по оказанию юридической помощи;
- на отношения с органами государственной власти и органами правосудия.
При этом, согласно сложившейся судебной практики Верховного суда РФ Закон «О защите прав потребителей» применяется к правоотношениям лишь в той части, которая не урегулирована специальными законами, при наличии таковых (как например, участие в долевом строительстве, страхование, банковский вклад, перевозка, электроснабжение).
Какие права имеет гражданин как Потребитель
Российское законодательство по правам потребителей одно из самых гуманных в Европе, а перечень прав потребителя достаточно обширен:
- право на получение качественного товара или услуги;
- право на гарантированный срок службы товаров для длительного использования (гарантийный срок) или срок годности;
- право на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока службы;
- право на безопасность товара;
- право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и на информацию о товарах или услугах;
- право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков товаров или услуг (вне зависимости от наличия договорных отношений);
- право на запрещение «навязывания услуг»;
- право на запрещение дополнительных услуг без согласования.
Кроме того, если условия договора нарушают установленные правила в сфере защиты прав потребителей, то их позволяет признать их недействительными и взыскать возникшие в связи с этим убытки. При этом сам нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Куда Потребитель вправе обратиться за защитой
Главным надзорным органом по правам потребителей в России выступает Роспотребназдор, куда каждый вправе обратиться для защиты своих нарушенных прав. Однако в последнее время функция Роспотребнадзора сводится все лишь к проведению проверки у Продавца или Исполнителя и последующему привлечению его ответственности (то есть устранение причин и условий, способствующих нарушению прав потребителя, а не сама защита прав).
Нужно иметь в виду, что с 1 января 2017 года Роспотребнадзор принимает жалобы потребителя только в том случае, если последний до этого обращался к Продавцу (Исполнителю) с претензией (пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ).
Также эффективно защищают права потребителей соответствующие общественные организации и объединения, которые обычно имеют соответствующие названия. Эти организации хорошо поднаторели в этой области права, каждая обычно специализируется на определенной отрасли, в большинстве случаев присужденные судом штрафы они забирают себе.
Также, в зависимости от нарушения и специфики полученной услуги или приобретенного товара, Потребитель вправе обратиться и в иные контролирующие органы – Прокуратуру, в Росздравнадзор (если это медицинские услуги) и т.д. Но самым эффективным органом, осуществляющим защиту прав Потребителей, выступает, конечно же, суд, в котором, к сожалению, без консультации юриста по защите прав потребителей не обойтись.
На что вправе претендовать Потребитель при нарушении его прав
В настоящее время Потребитель, обращаясь в суд за защитой, вправе претендовать на:
- возмещение убытков, причиненных некачественными товаром или услугой;
- взыскание неустойки, штрафа;
- компенсацию морального вреда;
- компенсацию судебных расходов, в т.ч. расходов на юриста;
- привлечение Продавца к административной ответственности.
Неустойка и/или штраф будет взыскан судом только в том случае, если Потребитель обращался с претензией к Продавцу (Исполнителю), а последний не удовлетворил ее в добровольном порядке в установленные сроки. При этом размер штрафа составит 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.